Зачем нужно «править» младенца?
На Руси умелая повивальная бабка, приняв роды, принималась «колдовать» над младенцем: правила позвонки, суставчики, ставила наместо кости. К сожалению, на долгие десятилетия эта жизненно необходимая традиция «править младенца» была утрачена.
Но сегодня есть метод, благодаря которому возможно править кости черепа, таза, снимать блоки в различных отделах позвоночника.
С каждым годом все чаще у детей диагностируются задержка развития устной и письменной речи, вегетативно‐сосудистая дистопия, энурезы. Все большее число детей испытывают трудности в обучении. У них нарушены такие важные функции головного мозга, как память, мышление. В результате дети не могут овладеть обычными образовательными программами. Врачи‐невропатологи определяют этот синдром, как «минимальные дисфункции головного мозга» (МДМ). В чем причина этих расстройств? Как их лечить, диагностировать и избежать последствий? С этими вопросами мы обратились к врачу Института вертеброневрологии и мануальной медицины, ассистенту кафедры восстановительной медицины ВГМУ, специалисту высочайшего класса Наталье Александровне КАРПЕНКО.
— За 12 лет работы через мои руки прошло более чем 3000 детей. К сожалению, я смогла бы выделить двух‐трех малышей, у которых не было бы явных нарушений. Увы! Здоровых детей почти нет! А причина в том, что ни молодые родители, ни бабушки, ни мамы не знают о последствиях родовых травм и о том, что родившийся ребенок требует к себе пристального внимания невропатолога и мануального терапевта. Сегодня важно, как ребенок пришел в этот мир, и насколько мама была структурно подготовлена к родам.
Ребеночек, проходя по родовым путям, совершает четыре разворота, а специалисты различают несколько позиций такого движения, которое можно сравнить с вкручиванием спирали. Помимо этого, во время родов у ребенка происходит естественная деформация костей черепа. И если у мамы асимметрия таза, то ребенок во время родов может получить родовую травму. Мы говорим так: дизайн таза мамы определяет дизайн головы ребенка. И, конечно же, те силы, которые помогают продвижению плода. Когда плод продвигается, головка малыша симметрично сокращается. Если же таз перекошен, то у ребенка будут явные нарушения. Ведь для малыша малейший сдвиг может пустить под откос всю систему внутренних органов.
В Приморье на 100 детей — только один здоровый.
Чаще всего происходит блокировка в шейном отделе позвоночника, что ведет к нарушению кровоснабжения головного мозга, повышению внутричерепного давления. Могут наблюдаться вегетативные нарушения, дисфункция желудочно‐кишечного тракта, энурез, аллергодерматозы и различные астматические состояния. Более того, у всех детей с аллергодерматозами выявлены нарушения функций центральной нервной системы, задержка развития речи и отставание в психомоторном развитии. Стоит заметить, что врачи других специальностей (не мануальные терапевты) развитие аллергодерматозов не ставят в прямую зависимость с травмой шейного отдела позвоночника.
С особой осторожностью следует родителям наблюдать за ребенком в период, когда он начинает держать головку: возможен спазм затылочных мышц, вызванный травмой шейных позвонков. Если ребенок начинает ходить на цыпочках, врачи расценивают это как признак травмы пирамидных путей. Самое важное— вовремя выявить нарушения, правильно диагностировать и устранить последствия.
Приведу пример из собственной практики. На прием обратились родители 12-летнего ребенка, которого беспокоили сильные головные боли и резкое снижение зрения. Родители пытались найти причину у разных специалистов, но напрасно. Выяснилось, что у мамы были зафиксированы стремительные роды, у малыша были диагностированы установочная кривошея идисплазия тазобедренных суставов. Был проведен курс массажа и физиопроцедур, но к мануальному терапевту они так и не обратились. А это значит, что причина своевременно не была устранена. И как только ребенок пошел в школу, родители обнаружили, что он не успевает по многим предметам, быстро утомляется, не усваивает текущий материал. Если бы родители своевременно обратились к мануальному терапевту, чтобы устранить причину мозговых дисфункций, ребенок давно бы избавился от этих проблем.
В науке зарегистрировано 400 факторов, влияющих на развитие плода, и один из них— перенесенная инфекция во время беременности. Казалось бы, обычная простуда или стресс, но они могут повлиять на дальнейшее развитие плода. Каким образом? Если женщина заболела в период закладки костно‐мышечной системы плода, то у малыша будут нарушения в этой системе. Если же болезнь мамы настигла в период закладки мозга плода, то есть на более ранних сроках беременности, то у детей повышается внутричерепное давление, они становятся беспокойными. Ребенок может страдать головными болями, у него будет рассеяно внимание, затруднена речь.
Впоследствии это сказывается на общем развитии: ребенок отстает в росте, позже начинает ходить, говорить, переворачиваться, наблюдаются асимметрии, он не может овладеть навыками самообслуживания. И не потому, что малыш ленится. Ленивых детей нет, им просто что‐то не дается. Есть такой комплекс симптомов, как минимальная дисфункция головного мозга— нарушение везде и понемногу. Чуть‐чуть нарушена двигательная система, чувствительность, внимание. Но именно такие, на первый взгляд, незначительные нарушения в будущем могут обернуться серьезными заболеваниями.
Даже близорукость теперь нередко связывают с теми самыми младенческими блоками в позвоночнике. Более того, почти у всех детей наблюдаются асимметрии таза. И если вовремя их не устранить, ребенок будет расти с разновысокостью ног. И разница, казалось бы, небольшая— 2–3 мм, но в будущем эти миллиметры приведут к сколиозу, мышечной асимметрии, заболеваниям внутренних органов. У детишек могут быть гидроцефальный синдром, слабые ручки и плечевой пояс.
Откровенно скажу, «вылепленных мануальным терапевтом» детишек видно сразу. Дети, прошедшие курс краниосакральной медицины, более ловкие, смышленые и адаптированы к жизни. Суть этой терапии— в воздействии легкими движениями рук на кости черепа. В результате снимается напряжение на швах, оболочках мозга и мембранах. Проводить эту терапию можно с самого рождения. Процесс окостенения позвонков у человека начинается в конце 2-го или начале 3-го месяца жизни, но даже в 7 и в 12 лет костная система неустойчива, так как в ней много хрящевой ткани, поэтому дети легко поддаются восстановлению. Если же в детстве вы не прошли лечение у мануального терапевта, то можно поправить ситуацию: мальчиков осмотреть до 25 лет, девочек— до 27, пока идет активный рост позвоночника. В дальнейшем, когда стабилизация костей уже прошла, врач может заниматься лишь профилактикой обострения.
К нам в клинику часто обращаются родители с просьбой определить причину самых разных заболеваний. Мы считаем неуместным, и даже вредным, утаивать от родителей скрытые дефекты здоровья их ребенка под видом псевдоврачебной «этики». Правильным будет предупреждать их о возможности проявления всех нарушений. Ведь родившийся ребенок, словно конструктор, разобран на массу мелких деталей, и зачастую его собрать очень сложно. Если у малыша нарушено зрение, родители бегут к окулисту, если проблемы с ножками— к ортопеду, а мануальная медицина тем и хороша, что она не делит болезни на свои и чужие. Мы собираем ребенка по частям, делаем настройку всего организма, лепим из него гармоничного человечка.
Журнал «Счастье жить без боли» №1 2004 г.